Курорты Канарских островов уже давно хорошо известны российским туристам. Однако только на некоторые острова можно добраться прямым самолетом из Москвы поэтому большинство островов нашими соотечественниками почти не посещаются.
Волею случая оказавшись на восточных островах архипелага, напишу несколько путевых заметок.
Канарский архипелаг можно условно разделить на несколько групп островов западную, центральную и восточную группы, а также мелкие необитаемые острова и скалы, торчащие из воды.
Острова Гомера (La Gomera), Пальма (La Palma) и Иерро (El Hierro) - на западе, Гран Канария (Gran Canaria) и Тенерифе (Tenerife) в середине и Грасиоса (La Graciosa), Ланасароте (Lanzarote) и Фуэртевентура (Fuerteventura) на востоке.
О последних островах и пойдет речь ниже.
Мы прибыли на Канары традиционно чартерным самолетом из Москвы в аэропорт Тенерифе-южный и из маленькой марины Радасуль (Radazul) отправились на яхте по морю на восток на остров Грасиоса.
Грасиоса самый северный из обитаемых остров архипелага. Севернее него только необитаемые Алегранса, Монтанья-Клара, Роке-дель-Оэсте и несколько скал. Грасиоса совсем маленький остров, его площадь около 27 кв километров, максимальный линейный размер что-то около 5 миль.
Наша высадка на Грасиосу была достаточно экзотической яхта села на мель в 20 метрах от берега, через несколько часов, во время отлива уровень воды опустился почти на два метра и яхта оказалась вовсе на суше.
Вывалив по неосторожности яхту на берег в ночной тьме в юго-восточной части острова, с восходом Солнца мы обнаружили вполне марсианский пейзаж с остатками небольшого вулкана. Из под светлого песка во многих местах выступал скальный грунт, на берегу росли какие-то колючие кусты, между камней в зоне отлива обнаружилось великое множество морских ежей размером с приличный кулак и иглами длиной с палец, а также галатурий (их иногда называют морскими огурцами, морскими эээ... пенисами).
Там и тут валялись небольшие кучки мусора выкинутого морем. Вулкан, который правильнее было бы назвать сопкой, был красноватого цвета. По карте это гора Amarilla.
Побродив по берегу, мы наткнулись на несколько следов джипа и, вероятно, мотоцикла.
Первым местным жителем оказался полицейский. Он был одет в аккуратный рабочий комбинезон синего цвета с неразборчивой официальной нашивкой на груди. Убедившись, что мы иностранцы и пострадавших в кораблекрушении нет, он потерял к нам интерес и скрылся на стареньком Лендровере. Впрочем все, кого мы видели впоследствии на этом острове, ездили на старых Лендроверах типа пикап.
Рыбаки, приплывшие к нам на лодке, не говорили ни на каком другом языке, кроме испанского. Делали они это быстро и неразборчиво. Оценив масштаб аварии, они спокойно сообщили нам, что вода продолжает спадать и ближайшие часа два здесь делать нечего. Поэтому мы можем поехать в город и выпить кофе. На наш вопрос, можно ли оставить лодку без присмотра (там ведь все-таки все наши вещи и ценности), они также спокойно ответили, мол, да ничего здесь не будет с вашей лодкой.
Нам ничего не оставалось делать, как поверить им и на появившемся откуда-то очень старом голубом Лендровере с открытым грузовым кузовом мы отправились в деревню.
Деревня (судя по карте La Siciedad) состояла из нескольких улиц с грунтовым покрытием, вдоль которых стояли парралелепипедообразные одноэтажные дома. Все они были выкрашены в белый цвет. В одном из таких домов размещался бар, в котором проводили время местные маринерос.
В кафе нам сварили приличный эспрессо за какие-то копеечки, дали стакан молока и бутылку воды. В лаконичном интерьере бара выделялась пожалуй только массивная барная стойка, отделанная асулехос (орнаментной керамической плиткой), что на островах встречается нечасто. Стены бара украшали фотографии местных рыб. Над стойкой мы увидели очень похожие на самодельные часы, стрелки которых крутились в обратном направлении и циферблат размечен против часовой стрелки. Похоже, что время здесь, действительно, идет в обратном направлении.
Осознавая себя "героями" дня, мы потолкались некоторое время в кафе. Потом наши рыбаки-спасатели отвезли нас обратно к яхте, и мы занялись ее спасением.
...
Во второй половине того же дня, когда нам удалось вернуть наш кораблик на воду и подойти к той же деревне с воды, мы обнаружили небольшой порт для рыбаков и туристов-яхтсменов. Это единственный на острове порт. На берегу лежал совершенно разбитый об скалы моторный катер. Пробоины этого судна говорили о том, у нас был шанс застрять на этом острове на более длительное время, если бы наша яхта не отделалась столь легко (об этом в другой раз).
В порту нами был обнаружен замечательный маленький ресторан, в котором готовили только что пойманную рыбу. Рыба была великолепна, как это обычно и бывает в нетуристических местах. Местные жители относились к нам спокойно и добродушно, как будто мы живем здесь уже не первый месяц. Только некоторые из рыбаков, явно знавших про нашу историю, тихо посмеивались в усы.
Тут же в порту нами был обнаружен общественный туалет и душ. Это было совсем не такое жуткое сооружение, которое называется общественным туалетом в нашей стране. Это был, если можно так сказать, евро-туалет с евро-душем, которым мог пользоваться бесплатно любой желающий. Это очень важно, поскольку раньше мы заметили на острове несколько групп туристических палаток. Теперь стало понятно, насколько идеально этот остров подходит для безопасной и тихой жизни в палатке.
Это все впечатления собственно об острове Грасиоса, дальше мы отправились на юг на остров Лансероте.
На самом деле на Лансерот можно было отправиться и вплавь. От Грасиосы его отделяет пролив шириной примерно километр.
Лансероте остров уже совершенно другого типа. Да и русские бывают здесь чаще, не то что на Грасиосе. Его площадь 795 квадратных километров, он, так же как и Грасиоса, вытянут с северо-востока на юго-запад и длинна его составляет примерно 35 миль.
Северная часть острова весьма дикая. Здесь нет удобных бухт, вдоль скалистого берега полно рифов.
Столица острова город Арресифе (Arrecife), здесь также расположен аэропорт. Город представляет собой симпатичный курорт с желтыми песчаными пляжами, но мы там не были.
В южной части острова располагается достаточно дорогой туристический поселок Плайя Бланка (Playa Blanca). Здесь также есть приличного размера порт, откуда, если у вас нет собственной лодки, на быстром пароме-катамаране можно перебраться на соседний остров.
Эти быстрые катамараны ходят между практически всеми островами архипелага и являются популярным видом транспорта у местных жителей и туристов. Цены вполне приемлемые - например, перебраться с Лансароте на Фуертевентуру двое взрослых и небольшая машина могут примерно за Ж40. Билет для пассажира без машины на этом маршруте стоит чуть более Ж14. Цена проезда для детей, людей старше 60 лет и местных жителей несколько ниже. Цены, маршруты и расписание можно узнать на сайте компании Fred Olsen, которая осуществляет перевозки. Кроме того, между островами ходят "медленные паромы", на крупные острова также можно добраться самолетом местных авиакомпаний.
Playa Blanca имеет все признаки курорта. Пляжи, магазины, рестораны, клубы и прочие тусовочные места. Русских не видно, есть немцы, британцы. Цены как в любом туристическом месте островов и даже несколько выше.
Здесь надо сказать два слова о красивом острове-вулкане Лобос. Находится он между Лансеротом и следующим на юг островом Фуэртевентурой. Лобос совсем маленький (6 квадратных километров, что-то около двух миль в поперечнике). В переводе Лобос означает "волки", но речь идет не о наших привычных четвероногих, а о морских волках (похожи на тюленей). Говорят, они раньше водились на этом диком острове, потом исчезли, а сейчас их пытаются снова разводить для привлечения туристов.
На юг от Лансероте один из самых больших Канарских островов Фуэртевентура. Расстояние, которое придется проплыть на пароме из Playa Blanca 8 миль. Берег Фуэртевентуры хорошо виден с Лансероте. Здесь есть большой курортный быстроразвивающийся город и гавань Корралехо (Corralejo). Набор курортных услуг стандартный.
Вообще площадь Фуэртовентуры 1730 квадратных километров, а длина более 55 миль. Здесь есть несколько городов, множество деревень, масса курортов, яхтенных и паромных портов, большой международный аэропорт, принимающий рейсы из многих европейских городов. Столица острова Puerto Del Rosario на восточном побережье. Аэропорт находится именно здесь (самолеты на Тенерифе, Гран-Канарию и другие острова летают отсюда по нескольку раз в день). До Гран-Канарии можно добраться и паромом от Puerto Del Rosario, он идет около 8 часов. Кроме того, из порта Morro Jable в южной части острова можно доплыть до Лас-Пальмаса на скоростном судне.
Туристический бизнес на острове активно развивается. Ночь в лучшем 4-звездном отеле, вполне соответствующем своим звездочкам, стоит около Ж50 с человека.
В глубине острова горы, дороги серпантины и тихие старинные испанские поселения, в общем, есть, что посмотреть. Западное побережье относительно дикое с высокими отвесными скалами, о которые с грохотом бьются океанские волны.
Восточное побережье острова обжитое, на 45 км с юга на север тянутся роскошные белые песчаные пляжи, такие пляжи есть и в северо-восточной части острова. Песок на эти пляжи за многие века, говорят, "надуло" ветрами из Сахары (африканский берег примерно в 100 км). Купаться и загорать на этих пляжах большое удовольствие, однако надо быть готовым к тому, что здесь вы будете наблюдать за бесчисленным племенем голых германских пенсионеров. В общем, в этом, конечно же, ничего страшного нет, но для меня лично было бы интереснее, если бы вокруг точно в таком же виде загорало такое же число студенток.
Но не это я мечтал увидеть на Фуэртевентуре более всего. На западном берегу острова, как мне было известно, сохранились останки гигантского трансатлантического лайнера America Star, выброшенного на берег.
Лайнер (первое название SS America) был спущен на воду 31 августа 1939 года в тот день, когда Гитлер вторгся в Польшу. Пассажирский лайнер пришлось переоборудовать под нужды американского военного флота. Судно совершило множество рейсов, перевозя войска и при этом без конвоя охраны. После войны и по 1965 год пароход курсировал между Нью-Йорком и европейскими портами. Затем возил пассажиров из Европы в Австралию и Новую Зеландию. Это был лайнер высшего класса. Отслужив свой срок, он был продан компании в Таиланде для переоборудования под плавучий отель.
Буксировку лайнера в Пхукет в январе 1994 года осуществлял украинский буксир "Нефтегаз-67". Но во время шторма порвался буксировочный трос. Несмотря на все старания украинского экипажа спасти судно не удалось, и океан выбросил America Star на берег Фуэртевентуры в районе маленького городка Puerta Nueva 18 января 1994 года. С тех пор судно лежит там. Со временем лайнер разломился пополам, корма была унесена в море. Носовая часть до сих пор разрушается на виду у местных жителей и туристов. Любой человек на острове вам сразу покажет это место на карте и объяснит, как проехать.
P.S. ссылка на
первоисточник