![[Linked Image]](https://i.postimg.cc/26YhhY5F/IMG-1581.jpg)
![[Linked Image]](https://i.postimg.cc/sXKQWZqs/IMG-1588.jpg)
![[Linked Image]](https://i.postimg.cc/pTP5yB0s/IMG-1589.jpg)
После прогулки по Тиране и обеда в неплохом ресторане мы отправились на побережье в город Дуррес.
Дуррес
Удачное расположение на берегу Адриатического моря, берег которого находится прямо напротив «каблука» итальянского полуострова и пробудило древних греков из Коринфа и с острова Керкирак к постройке в этом месте города. По прямой морем до Италии будет всего около 120 километров.
Дуррес ведет свою историю с 627 года до нашей эры и, к счастью для нас, сохранил довольно значительную часть своих древних исторических памятников. У него была сложная история в 3 веке до н. э. город перешел к римлянам, которые назвали его Диррахий (от греч. двухутесный). Своего расцвета он достиг уже к 4 веку н. э., когда император Диоклетиан сделал его главным городом римской провинции Новый Эпир. А потом пошел пинг-понг: в 395 году город отошёл Византии, оставшись центром провинции, в Средние века Диррахий переходил то к Болгарии, то к Сицилийскому королевству, то к Венеции, то к Неаполитанскому королевству, то к Сербии, пока в начале 16 века не оказался, как и большая часть Балкан, под властью Османской империи вплоть до 10-х годов 20 века. Пройдя через все эти вековые тернии, Дуррес и сейчас считается столицей древней Албании. Ну, а Тирана современной.
Развалины Римского амфитеатра, чудом сохранившиеся за эти бурные столетия,сейчас находятся как бы посреди жилых современных кварталов. Но, даже глядя на них, понимаешь, что это было самым большим сооружением такого рода на Балканах.
Вместе с близлежащими римскими банями, этот амфитеатр составил уникальное наследство тех стародавних времён, когда эти земли входили в состав одной из римских провинций. Глядя на развалины, трудно поверить, что этот амфитеатр, благодаря своим размерам (длина 132 метра, а ширина 113 метров), вмещал до 20 тысяч зрителей. Для сравнения Римский Колизей до 60 тысяч.
Этот албанский «Колизей» по приказу императора Траяна построили во II веке н. э. Как и во всех подобного рода сооружениях, здесь проходили бои гладиаторов, на которые стекалось население этих мест. Как известно, в Римской империи это было одним их главных зрелищ того времени. Кем были гладиаторы? Военнопленные и рабы. Они сражались с себе подобными на забаву публике вот на таких специально выстроенных аренах.
Иногда их противниками выступали дикие животные львы или тигры. Многие рабы добровольно старались попасть в школу гладиаторов, так как сражаясь на арене и завоевывая уважение публики, они могли завоевать себе и свободу. В школе гладиаторов новичков ожидали суровые тренировки. Гладиаторские игры и в Риме, и по всей стране стали любимейшим зрелищем жителей империи.
И кто только не участвовал в этих гладиаторских боях! После указа императора Нерона с 63 года н. э. в боях разрешили участвовать свободным женщинам. Были среди участников таких боев и военнопленные эфиопы, и даже гладиаторы-карлики.
Но с приходом христианства эти кровавые зрелища были запрещены и амфитеатр, утратив свое главное предназначение, стал потихоньку разрушаться. Этому «помогали» и нередкие в этих краях землетрясения. К сожалению, после этих многочисленных катаклизмов, когда пострадала значительная часть конструкций, многие из них были разобраны для строительства жилых домов. Хороший кирпич все-таки делали римляне! А некоторые помещения амфитеатра были приспособлены для христианских нужд. Во второй половине IV века, в одной из арок в память о погибших здесь христианах была построена часовня. Ее украсили фресками, а через столетие добавили мозаики. Вторая часовня появилась здесь намного позже уже в XIII веке.
Двухтысячелетняя история этого места, конечно, знала разные времена. Но всегда в этих местах что-то бурлило и сотрясалось. Если не от землетрясений, то от многочисленных политических интриг. Сейчас в этих краях спокойно. Эпоха кровавого коммунистического режима Энвера Ходжи, в чем-то даже переплюнувшего сталинский, тоже закончилась.
После того, как готы предприняли ряд попыток захватить Дуррес, император Анастасий I распорядился в 481 году воздвигнуть вокруг города оборонительные стены. Благодаря этому Дуррес превратился на тот период в один из самых защищенных городов на побережье Адриатического моря.
По истечении нескольких столетий, когда город уже стал частью Венецианской республики, стены вокруг Дурреса были укреплены венецианскими башнями круглой формы. Беспощадное время оставило нашему вниманию в хорошем состоянии только одну такую башню.
Чем она интересна? Прежде всего своей конструкцией! Толщина стен в этих башнях около 5 м, а их высота 12 м. Зайти внутрь ее можно было только через три входа, которые тщательно охранялись. Ну, а сегодня попасть в башню очень легко она стала очень популярным местом среди горожан и гостей города. Во внутренней части основания башни открыт ресторан, а на ее крыше находится летняя терраса с баром. Ну, и конечно, дополнительным бонусом являются виды портовой части города и части набережной, которые открываются с ее крыши.
Что касается оборонительных стен, которые находились между башнями и создавали единое целое укрепление, то сохранилась только незначительная их часть. Ширина этих стен просто поражает воображение. Историки говорили, что по такой стене могли одновременно в один ряд передвигаться 4 всадника. На сами стены подняться нельзя, но можно погулять по району и проследить за тем, как камни ее кладки появляются в разных местах между современными домами.
Набережная Дурреса
На набережной установлен очень динамичный памятник борцам с фашизмом за албанскую независимость. Он называется «Сопротивление» («Monumenti i Rezistencës»). Монумент был устанавлен в этом месте в начале 70-х годов XX века по проекту известных албанских скульпторов Гектора Дуля и Фуат Душку.
Считается, что после Второй Мировой Войны, при Энвере Ходжи, город был реконструирован, а порт расширен. Сюда была перенесена тяжелая промышленность и город даже был переименован в «Дуррес Энвер Ходжи». Правда ненадолго. Сегодня город активно развивается и на фоне порой совершенно убитых зданий строятся новые симпатичные многоэтажки и они хорошо видны на заднем фоне памятника. Правда, глядя на его фундамент, как-то неуважительно смотрятся многочисленные надписи, сделанные уличными стрит-артовцами&
1Как и вся Албания, Дуррес переполнен различными кафешками, барами и ресторанами на любой вкус. Как правило, весьма приличными. Но встречалось и много более чем демократичных, представляющих из себя несколько пластиковых столиков, практически вынесенных на тротуар.
По всей береговой линии идет строительство новых отелей, и через несколько лет мы будем ездить в Албанию отдыхать так же, как сейчас в Черногорию. Море то одно и тоже Адриатическое.